воскресенье, 13 июля 2014 г.

АКАДЕМИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ НАУК

Автор: Валентина Черняева

СЦЕНАРИЙ КОНКУРСА
АКАДЕМИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ НАУК
для учеников вторых классов

 Разработка руководителя Клуба интеллектуальных игр «РЕБУС»
ЦДЮТ Дзержинского района города Харькова ЧЕРНЯЕВОЙ ВАЛЕНТИНЫ ЮРЬЕВНЫ

В конкурсе принимают участие несколько команд второклассников по 6 человек в каждой.

 КОНКУРСНАЯ ПРОГРАММА 

1. Приветствие команд.
2. Геометрические фигуры.
3. Веселые считалки.
4. Арифметические действия.
5. Литература и математика.
6. Сколько-сколько?
7. Экзамен капитанов.
8. Фигурбол.

 АТРИБУТЫ, необходимые для проведения мероприятия
- Плакат «Ряд геометрических фигур» (см. Раздел 2) — 1 штука.
- Ручки, клей с кисточкой - по количеству команд.
- Комплект геометрических фигур, вырезанных по контуру (см. Раздел 2) – по количеству команд.
- Комплект карточек-цифр от 1 до 10 – по количеству команд.
- Плакат «Мышки и кошка» (см. Раздел 3) – 1 штука.
- Плакат «Совята» (см. раздел 3) – 1 штука.
- Плакат «Усатый рыболов» (см. Раздел 3) — 1 штука.
- Плакат «Птенцы» (см. раздел 3) — 1 штука.
- Плакат «Зайцы и ёжик» (см. Раздел 3) — 1 штука.
- Плакат «Пословицы» (см. раздел 5) — 1 штука.
- Бланк «Пословицы» (см. Раздел 5) — по количеству команд.
- Плакат «Планета Рафти» (см. Раздел 7) — 1 штука.
- Плакат «Треугольники» (см. Раздел 7) — 1 штука.
- Плакат «Фигурбол» (см. Раздел 8) — 1 штука.
 

СЦЕНАРИЙ КОНКУРСА

 Ведущий – здравствуйте, дорогие ребята! Я – профессор Всезнайка, ректор Академии Математических наук. Мне стало известно, что в вашей школе учатся дети, которые любят математику. Вы знаете, что математика является базовой наукой для всех точных наук.


Даже биология пользуется услугами математики. Именно математика доказала, что муравьи самые сильные животные, ведь они могут поднять тяжесть, превышающую вес их тела в несколько раз!

Представьте, если бы муравей стал размером со слона, и вместе с ним пропорционально увеличилась его подъёмная сила. Тогда рядом с ними слоны выглядели бы слабаками. Итак, сегодня мы открываем двери нашей Академии математических наук для самых умных и способных учеников вторых классов.

Мы открываем учебный курс для двух групп студентов-игроков. Занятия будут проводиться в виде отдельных конкурсов, а проверять правильность решений заданий будет Научный Совет.

Я с удовольствием представляю вам членов Учёного Совета Академии. (Идёт представление жюри). Победители конкурса получат звания академиков, грамоты, академические шапочки и призы.

 1. ПРИВЕТСТВИЯ КОМАНД

 Дорогие друзья! Сейчас юные математики расскажут нам о себе. Учёный Совет оценит их умение представить себя публике, наивысший балл конкурса Приветствие – 5.

 Команды. На сцену!
Слово предоставляется Учёному Совету Академии.

 2. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРИ

 Ребята! Вы у нас не просто зрители, вы – болельщики. Хотите ли вы, чтобы сегодня победила именно ваша команда? Тогда вы можете ей помочь, но не подсказками, а своими аплодисментами. Поприветствуйте свою любимую команду! А сейчас конкурс загадок для вас. Отвечайте чётко и громко.

 Загадка первая

 1. Взял однажды Юра, школьник,
Карандаш и треугольник,
Угол начертил прямой,
А потом к нему — второй.
И подумал мальчик Юра:
«Что же это за фигура?
Все четыре стороны

Одинаковой длины,
Да ещё, смотри, при том
Под прямым стоят углом...»
Юрию ответил брат:
«Начертил ты, брат, ...»


               КВАДРАТ

 2. Был обычным, круглым круг.
Что же с ним случилось вдруг?
Слоник на него упал,
Превратился круг в ...



                ОВАЛ


Ребята! Какие плоские фигуры вы знаете? Назовите их! Молодцы!


Чтобы изучать математику, память должна быть отменной. Вот сейчас мы и проверим, хороша ли память у студентов нашей Академии. Мои ассистенты уже раздают командам пакеты с карточками-цифрами от 1 до 10 и пакеты с разными геометрическими фигурами.

Сейчас я покажу командам ряд геометрических фигур. Уважаемые студенты, вы должны будете рассмотреть этот ряд в течение 1 минуты и запомнить эти фигуры, а также их расположение в ряду, а потом они легко ответят на мои вопросы.

Посовещавшись 30 секунд, капитаны поднимут вверх карточку-ответ. Правильный ответ Учёный совет оценит в 2 балла, неправильный – 0. Команды готовы?

Вашему вниманию предлагается ряд геометрических фигур.

 Ряд геометрических фигур



Красный квадрат, синий треугольник, жёлтый круг, красный треугольник, красный круг, жёлтый треугольник, зелёный квадрат.

 Пакет геометрических фигур

 Треугольники, квадраты, круги, квадраты — каждого вида фигур по 4 штуки, причём по одной фигуре красного, синего, жёлтого и зеленого цветов.



ВОПРОСЫ

 1. Сколько фигур красного цвета было в ряду?

                                    Ответ: 3 фигуры.

2. Сколько типов геометрических фигур было в ряду

Ответ: 3.

 3. Покажите, какого цвета были круги?

                                    Ответ: жёлтый и красный.

 4. Какая фигура стояла в ряду первой?

                                    Ответ: красный квадрат.

 5. Какая фигура стояла между жёлтым и красным кругами?

                                    Ответ: красный треугольник.


Учёный Совет подвела итоги первого задания и готов огласить результаты. Слово предоставляется Учёному Совету Академии.


3. ВЕСЕЛЫЕ СЧИТАЛКИ


Дорогие школьники! С этим заданием наши студенты справились легко! Я всем вам советую регулярно заниматься тренировкой своей памяти. Это поможет вам освоить все школьные науки без проблем.



Ребята! Давайте напомним студентам нашей Академии все цифры. Я буду показывать вам карточки с цифрами, а вы дружно будете называть их. (Показывает цифры от 1 до 10) Спасибо за помощь!


Теперь наши юные математики готовы к выполнению следующего задания. Для ответов команды будут использовать те же карточки с цифрами от 1 до 10. Я буду читать задание, и в это время мои ассистенты будут показывать командам плакаты.

Игроки должны быстренько сосчитать то, что нужно, на плакате и поднять вверх карточку-ответ. Команды готовы? Задание первое.


Возле норки заскреблась
Рыженькая кошка.
Испугала всех мышат:
— Кто там у порожка?


Все трясутся малыши,
И не понарошку
Быстро, все до одного,
Влезли под рогожку.

Им знаком усатый зверь.
Вы не бойтесь, крошки!
Маловата в норку дверь.
Не войти в дом кошке! 


Но малютки всё дрожат.
Успокой их ты.
Коль не видишь всех мышат,
Сосчитай хвосты.

 Плакат «Мышки и кошка»

 (При копировании на ксероксе увеличить до формата А1 и раскрасить)




Задание второе



Надевали совушки
Шляпы на головушки.
А одна всю ночь летала,
Шляпу где-то потеряла.

И сидит одна. Сердита,
Голова-то непокрыта!
Клювик вниз, поджала лапы.
Сколько сов надели шляпы?

 

Плакат «Совята».

(При копировании на ксероксе увеличить до формата А1 и раскрасить)

 


Задание третье


Кот Корней — рыболов.
На траве лежит улов.
Сосчитай-ка, сколько штук
Он поймал зубастых щук?
Сколько выловил Корней
Полосатых окуней?


Плакат «Усатый рыболов»

 (При копировании на ксероксе увеличить до формата А1 и раскрасит

Задание четвёртое

 Ушки над бугром торчат...
Пара — это зайка.
Сколько за бугром зайчат?
Ну-ка, сосчитай-ка!

 А вокруг растут цветы.
Сосчитай на кочке
Небывалой красоты
Алые цветочки.

 Плакат «Зайцы и ёж»
(При копировании на ксероксе увеличить до формата А1 и раскрасить)






4. АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ

 Дорогие мальчишки и девчонки! Какие арифметические действия вы знаете? Назовите их. Молодцы! Верю, что уже умеете делить и умножать, и даже знаете наизусть таблицу умножения.




Но прежде всего Учёный Совет Академии хочет убедить в том, хорошо ли вы умеете прибавлять и отнимать, да не просто так, а весело! Сейчас наши зрители помогут командам настроиться на нужную волну. Вопросы к залу.


На мосту стоит Андрей,
Подошёл к нему Сергей.
Думай, думай, голова…
Сколько всех мальчишек? …


               ДВА

 Там стояли два мальчишки.
Ждали появления Мишки.
Тот с коробкой «Ассорти»
К ним пришёл. Всех сколько?


               ТРИ

 Правильно! Три мальчугана
 Ждали мальчика Натана.
Но когда устали ждать,
Тот пришёл. Всех сколько?

               ЧЕТЫРЕ


Кто сказал пять? Конечно, мальчишек стало четверо. Наверное, мне послышалось. Или в ваших рядах притаился двоечник? Нет? Но уж среди наших студентов двоечников, точно, нет!




Команды готовы выполнять задание Академии Математических наук? Тогда слушайте первое задание! Но учтите, та команда, которая первой поднимет карточку с правильным ответом, получит 2 балла, второй правильный ответ оценивается в 1 балл, а за неправильный, конечно же, нуль баллов.


Задание первое

 На огромные качели
Две мартышки вместе сели.
И давай подружек звать.
Прибежали сразу пять.

 Все забрались на качели.
Сколько их, на самом деле?
Да хватило места всем!
А мартышек стало …


               СЕМЬ

 Задание второе

 Три конфеты дали Тани,
И одна была в кармане.
Потрудитесь сосчитать,

Сколько всех конфеток? …

               ЧЕТЫРЕ

Задание третье


Три конфеты дали Ване.
Ваня две свои достанет,
Угостить мы нас попросим.
Сколько всех конфеток? …

                 ПЯТЬ


Задание четвёртое

 Сшили мы для неваляшек
Много шёлковых рубашек.

Надевайте, неваляшки
Разноцветные рубашки!

Надевайте, малыши,
Все рубашки хороши!
Все надели. Одному
Не хватило. Почему?


Вот досада-незадача!
Но решаема задача.
Десять было неваляшек.
Сколько сшили мы рубашек?


ДЕВЯТЬ

 Задание пятое



Айболиту каждый день

Всех зверей лечить не лень.
Сколько, надо сосчитать,
За день он успел принять?


Приходили обезьяны,
Трём мартышкам смазал раны.
А за ними Крокодил
С болью в горле приходил.


Позже толстый бегемот
Говорил: «Болит живот!»
Клянчил яркий попугай:
«Витаминки, доктор, дай!»


Маялась с зубами кобра,
У козла болели рёбра.
Жаловался носорог:
«Наклонился на бок рог!»


И жирафу дал таблетки.
Вы больных считали, детки?
Сколько пациентов днём
Приходили на приём?

               ДЕСЯТЬ

 Задание шестое

 Сколько деток у наседки?
Посмотрите, у беседки —
Ярко-жёлтые комочки —
Сыновья её и дочки.


Трое рвут в саду цветочки
И плетут из них веночки.
Вот — с гитарою певец,
Голосистый! Молодец!



Четверо не слышат песни,
Шахматы им интересней,
Начался чемпионат —
Первенство среди цыплят.



Под кустом один притих.
Наизусть он учит стих,
Для театра роль из драмы.
Сколько всех цыплят у мамы?

ДЕВЯТЬ



Задание седьмое

 Муха самовар купила
И букашек пригласила
Чай испить из самовара,
Песни петь. Есть и гитара!



Тесноват у Мухи дом.
Стол накрыла под кустом,
Чтоб душистая сирень
Спрятала от солнца в тень.


Испекла печенье Муха.
Но не знает Цокотуха,
Сколько взять ей с полки чашек
Для её гостей-букашек?


Все уроки Цокотуха
В школе слушала в пол-уха.
Где ж тут сосчитать гостей?
Помогите, братцы, ей.


Пригласила двух жуков,
Двух весёлых мотыльков,
Двух кузнечиков-артистов,
Да блоха прискачет быстро.

Будет муравьишка-крошка
И одна сороконожка.
Сколько всех гостей-букашек,
Столько-то и нужно чашек,



Плюс одна — для Цокотухи,
Сколько чашек нужно Мухе?


ДЕСЯТЬ

 Для поведения итогов этого конкурса слово предоставляется Учёному Совету Академии.



5. ЛИТЕРАТУРА И МАТЕМАТИКА


Следующий этап успешно преодолён нашими студентами Академии, но расслабляться нельзя. Команды ждут новые задания. Дадим игрокам немного отдохнуть, а мы пока отгадаем загадки.



1. У него есть две ноги,
Ими чертит он круги:
В центр поставлю острой ножкой,
Поверчу его немножко.
Чёрной тапкой чертит он.
Кто же этот балерон?


                            ЦИРКУЛЬ


2. Как школьники смогли узнать,
Что из-за парт пора вставать?
О том, что кончился урок
Всем подаёт сигнал ...

                   ЗВОНОК


3. Эти сестры там и тут
В «Арифметике» живут.
Ноль, сестричек младший брат,
Быстро всех построит в ряд,
За сестрой зовёт сестрицу,
Видел не однажды я,
Старше все на единицу –
Друг от дружки каждая.

                   ЦИФРЫ


4. Камешка куски
Лежат у доски.
Коль кусок в руке,
Пишет на доске.
Цветом он бел,
Зовут его ...

                   МЕЛ


Молодцы! А теперь задание для команд «Литература и математика». Команды за три минуты должны отгадать пословицу, спрятанные в криптограмму, в которой слова зашифрованы числами, а под каждой цифрой скрывается буква.


Заменив цифры буквами, наши участники смогут почесть всю пословицу. Команда, закончившая работу первой, получит три призовых балла дополнительно к 5 баллам за правильный ответ.

 Плакат (такими же должны быть бланки, выданные командам)





А=20-12   Д=5+6   Е=17-4   Ж=9+4  З=4+6  И=6+3  М=9-7
Н=6+6  О=8-6  Р=10-7  С=11-4  Т=12-7  Ь=2+4



        Ответ: СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ, ОДИН - ОТРЕЖЬ.
 

6       СКОЛЬКО-СКОЛЬКО?



Дорогие друзья! Вам не раз приходилось слышать на уроках вопрос – сколько? Ответить на него несложно, если умеешь считать. Наши зрители умеют считать? Конечно! Тогда помогите мне сосчитать учеников в первом классе. Я буду читать стишок, а вы считайте, можете даже на пальцах, а потом назовите ответ. Внимание! Готовы?

Не гудят так в улье пчёлы,
Как ребята в нашей школе.
В первом классе есть Марина,
Люба, Вера, Стас, Ирина,

Миша, Рита, Юля, Даша,
Витя, Гена, Эдик, Маша,
Лёня, Тёма, Ростик, Оля,
Славик, Паша, Лена, Коля,
Стёпа, Галя, Нина, Поля,

Катя, Вита, Валик, Толя,
Юра, Дима, Вова, Лера,
Два Сергея и Валера,
Александр и Андрей.


Сколько в 1-А детей?

Ответ: 38 учеников.



Молодцы! А кто успел сосчитать, сколько в классе девочке и сколько мальчиков? Никто! Тогда я приглашаю на сцену по два болельщика от каждой команды – девочку и мальчика. Сейчас болельщики помогут добавить несколько баллов своим любимым командам. 



Вот вам по листочку бумаги и по фломастеру. Девочки будут считать только мальчиков 1-А, а мальчики – только девочек этого класса. Ответ вы должны написать крупно и чётко на листочках и показать их Учёному Совету и зрителям. Правильный ответ — 5 баллов, неправильный – 0. Приготовились, уважаемые счетоводы? Я снова читаю стишок.



Ответ: девочек – 16, мальчиков – 22.





А теперь задание для команд. Приготовьте, пожалуйста, карточки с цифрами, именно карточками вы будете давать ответы на мои вопросы. На обдумывание вам даётся 30 секунд. Правильный ответ – 2 балла, неправильный – 0. Команды, готовы?







ВОПРОСЫ




Колобок и от бабушки ушёл, и от дедушки ушёл. А сколько лесных жителей встретил Колобок в лесу?

Ответ: 4.




Сколько щупалец у осьминога?

Ответ: 8.




Сколько лепестков было у цветика-семицветика, который исполнял желания Жени?

Ответ: 7.




Сколько крыльев у стрекозы?

Ответ: 4.




Сколько клешней у краба?

Ответ: 2.




Сколько струн у балалайки?

Ответ: 3.




Сколько пальцев на одной ноге у страуса?

Ответ: 2.




Сколько друзей-гномов было у Белоснежки?

Ответ: 7.




Сколько ног у божьей коровки?

Ответ: 6.




Сколько естественных спутников у Земли?

Ответ: 1.




Сколько персонажей в сказке «Репка»?

Ответ: 6.




Сколько музыкантов в квартете?

Ответ: 4.



Учёный Совет внимательно выслушал ваши ответы и может огласить результаты после этого задания, предоставим слово Совету.



7. ЭКЗАМЕН КАПИТАНОВ



Команды хорошо поработали и могут отдохнуть, а капитанам придётся сдавать экзамен. Сначала мы отправим наших капитанов на птичий двор. Им нужно сосчитать, сколько цыплят смогут пройти к курице. А времени у капитанов очень мало, всего 1 минута. Посчитав прибежавших к наседке цыплят, поднимите карточку с цифрой.



Курица зовёт цыплят.

А цыплята есть хотят.

У кого получится

Добежать до курицы?

Прибегут все или нет

К маме-квочке на обед?



Плакат «Цыплята и курица»







Ответ: прибегут 4 цыплёнка.



А теперь задание «Треугольники». За 30 секунд капитаны должны сосчитать все треугольники на плакате, помня, что, пересекаясь, стороны фигур образуют новые треугольники.



Плакат «Треугольники»











Ответ: 7 треугольников.













А теперь послушаем, что скажет Учёный Совет Академии, как сдали экзамен капитаны!

8. ФИГУРБОЛ



На сцену приглашаются команды в полном составе. Сейчас, дорогие мои мальчишки и девчонки, мы поиграем с вами в командную игру. Какие игровые виды спорта вы знаете? Молодцы! А мы с играем в математическую игру Фигурбол.

Чем-то эта игра напомнит вам баскетбол. Мы будем забрасывать в корзины не мяч, а геометрические фигуры, причём по особым правилам. Жеребьёвка определит порядок бросков. Прошу капитанов подойти ко мне. (Проводится жеребьёвка). По очереди команды будут делать по одному броску.



Правила игры в фигурбол

Игровое поле представляет собой два кольца – А и В. Кольца сдвинуты таким образом, что образовался сектор от наложения двух колец – сектор Б. Фигуры можно вбрасывать в три сектора – А, Б и В.



1. В зону А разрешается вбрасывание фигур только красного цвета. Правильный бросок – 1 балл.



2. В зону В – только фигуры, имеющие углы, то есть только треугольники, квадраты, ромбы, прямоугольники, трапеции и любые многоугольники. Правильный бросок – 1 балл.



3. В зону Б можно вбрасывать фигуры красного цвета, имеющие углы. Правильный бросок – 3 балла.



4. Если геометрическую фигуру нельзя вбрасывать ни в один из секторов, то её нужно разместить на плакат рядом с кольцами. Правильное размещение – 2 балла.



5. За каждый неправильный бросок или размещение вокруг колец – 1 штрафной балл.



Всем понятны правила? Прикреплять фигуры к плакату мы будем с помощью клея, для этого рядом с плакатом есть клей и кисточка. Время для приклеивания ограничено, нужно успеть сделать свой ход пока весь зал посчитает хором до 10. Команды будут доставать геометрические фигуры из пакета, не зная заранее, какая фигура попадётся в этот раз. Команды, готовы? Первую команду прошу выбирать первую фигуру!





Плакат «Фигурбол»











Игра закончена со счётом… Об этом нам расскажет Учёный Совет. Поприветствуем победителей игры фигурбол аплодисментами!



Слово для подведения итогов конкурса Академия Математических наук предоставляется Учёному Совету.

Дорогие ребята! Мы поздравляем с победой команду юных математиков … класса и вручаем им академические шапочки, грамоты и призы! Команда … класса тоже показали очень хорошие результаты, и мы надеемся, что учиться они будут не хуже, чем их соперники. Всё в ваших руках! До новых встреч, ребята!

Рисунки автора
 

2 комментария:

  1. Интересная игра! Спасибо! Желаю всем победы в интеллектуальном соревновании!

    ОтветитьУдалить
  2. Благодарю за сценарий конкурса. Обязательно использую.

    ОтветитьУдалить